Эмпатия и умение поставить себя на место другого

Эмпатия и умение поставить себя на место другого — эти понятия часто путают. До сих пор остается неясно, как их точно описать и за что именно они отвечают.

Люди, которые легко сопереживают другим, не обязательно хорошо их понимают. Напротив: чрезмерное сочувствие может даже ухудшить понимание. Это показало исследование,
проведенное психологами из Лейпцига в 2016 году [1].

Представьте, что ваш лучший друг говорит вам, что его любимая девушка предложила ему «остаться друзьями». Теперь вам нужно сделать две вещи. Во-первых, вы должны
понять, что это, на первый взгляд хорошее предложение, на самом деле означает для него плохую новость: что она хочет расстаться с ним. И, во-вторых, вы должны сочувствовать своему
другу и утешать его.

Как же взаимосвязаны эмпатия и понимание состояний других людей (т.н. «ментализация» или «измение перспективы»), то есть способность понимать то, что другие знают, планируют или
хотят?

Ученые из Института когнитивных и нейрологических наук имени Макса Планка в Лейпциге совместно с коллегами из Оксфордского университета проанализировали
результаты многочисленных исследований и предложили следующее объяснение.

Эмпатия и способность изменить перспективу — это не конкретное умение поставить себя на место другого.
Оба навыка складываются из множества индивидуальных факторов, которые различаются в зависимости от ситуации.

Умение понять, чего хотят другие люди, что они чувствуют и как воспринимают мир — в сложном, глобализированном социуме это становится все более важным. Эти социальные компетенции
позволяют нам достигать успеха, завязывать дружеские отношения и строить окружение из людей, которые нас поддерживают.

Не всем людям общаться с другими легко и просто. Причина в том, что оба важнейших навыка — эмпатия (способность сопереживать эмоциям и чувствам других) и умение поставить себя на
место другого («изменить перспективу», чтобы понять его планы и намерения) — у разных людей проявляются с разной силой.

Ученые уже давно пытаются выяснить, что нам помогает понимать других. Считается, что чем больше вы знаете об этих двух навыках, тем лучше вы можете помочь людям наладить
социальные отношения. Но определить само понятие эмпатии и способности менять перспективу оказалось непросто.

Прочитать эмоции человека по глазам, по выражению его лица, предсказать его дальнейшие действия — в повседневной жизни постоянно возникают такие ситуации, требующие от нас наличия
этих умений. Чтобы успешно функционировать в социуме, нам необходимо обладать ими. Точнее, для этого нам нужно сочетание различных вспомогательных способностей. Например, если в
одной ситуации необходимо интерпретировать взгляд и мимику, то в другой — ознакомиться с культурным фоном или с насущными потребностями собеседника.

Существует немало исследований, анализирующих эмпатию и способность изменять перспективу как единое целое. Но они не объясняют, за что именно отвечают эти две компетенции в
зависимости от стоящих перед нами вызовов, и где в мозгу расположен их центр.

Филипп Канске (Philipp Kanske) и международная команда ученых попытались создать универсальную модель для такого объяснения [2].

Чтобы локализовать базовый участок — ядро каждой социальной компетентности — ученые идентифицировали общие черты, которые проявились на МРТ в 188 исследованиях. В этих
исследованиях у участников вызывали эмпатию или способность изменить перспективу. Также ученые обнаружили те аспекты в МРТ-схемах, которые менялись в зависимости от ситуации, и
проследили, какие дополнительные участки мозга приобщались к этим процессам.

Социальные навыки эмпатии («сопереживания», красные области мозга) и «изменения точки зрения» (синие области мозга) структурированы иерархически. Они состоят из различных
отдельных компонентов.

«Для маневрирования в социальном мире мозг наделен двумя общими умениями. Эмпатия основана на чувствах и помогает нам понимать эмоции других и сопереживать им. Способность
изменять перспективу — это сложный мыслительный процесс, который позволяет человеку представить ситуацию другого, поставить себя на его место и понять его мысли и планы», — объясняет Филипп Канске, научный сотрудник Института Макса Планка в Лейпциге и профессор Дрезденского технического университета.

Вместе с Матиасом Шурцем (Matthias Schurz) из Института имени Дондерса (Нидерланды) Канске провел исследование, которое опубликовали в журнале «Psychological Bulletin» в 2020 году. Главный вывод: «Эти два абстрактных умения — мыслить с позиции другого и сочувствовать, сопереживать другому — состоят из различных элементов».

«Обе цельные компетентности прорабатывают «главные сети» в мозге, специализирующиеся или на эмпатии, или на изменении перспективы. Они срабатывают в каждой ситуации, но в
зависимости от контекста к этому процессу подключаются дополнительные сети», — говорит Канске. Например, если мы считываем мысли и чувства других по глазам, задействуются одни
области мозга, а когда мы должны продолжить чей-то рассказ или действие — другие. Мозг может очень гибко реагировать на конкретные вызовы.

Так, анализируя страх, главная нейронная сеть эмпатии распознает значимые ситуации и задействует дополнительные мозговые структуры — например, участок распознавания лица или
языка. Ядро умения менять перспективу составляет участок, который активируется при упоминании прошлого или фантазировании о будущем, а также при размышлениях о вещах, которые в
данный момент находятся за пределами нашего непосредственного восприятия. Здесь также включаются дополнительные специализированные участки мозга.

Сложные социальные проблемы требуют сложного взаимодействия данных компетенций: сочетания эмпатии и умения изменить перспективу. Индивидуумы, наделенные высокой социальной
компетентностью, наблюдают за окружающими как бы с двух точек зрения: они анализируют их чувства и мысли одновременно. А затем находят правильный баланс между двумя этими видами
информации.

«Наши исследования также демонстрируют: недостаток одной из двух социальных компетенций может означать, что ограничена не вся компетентность целиком. Вероятно, страдает только
один, частичный навык — например, понимание мимики или интонации», — утверждает Канске. То есть одного теста недостаточно, чтобы диагностировать недостаток социальных компетенций.
Скорее нужен целый ряд аналитических методов, чтобы назвать кого-то неэмпатичным или неспособным поставить себя на место другого.

Исследования также позволили по-новому взглянуть на то, как организованы различные нейронные сети в мозге. И показали, как сети, имеющие решающее значение для сочувствия и
когнитивного восприятия перспективы, взаимодействуют друг с другом. В очень эмоциональные моменты — например, когда кто-то говорит о смерти близкого человека — активация участка,
который является частью сети, имеющей отношение к эмпатии, у некоторых людей может оказывать тормозящее воздействие на области мозга, важные для восприятия чужой точки зрения. А
это, в свою очередь, может вызвать чрезмерное сочувствие, которое только ухудшит социальное понимание.

How we understand others
Empathy and perspective taking: How social skills are built

20.12.2020

Предложить интересную новость, объявление, пресс-релиз для публикации »»»

Источник: psyfactor.org

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.