Глобальные оледенения связали с усилением тектоники плит

Оледенения служат мощными факторами эрозии и наполняют океан массой осадочных пород, которые облегчают движение литосферных плит, как эффективная смазка.

6 июн
Сергей Васильев

https%3A%2F%2Fnaked-science.ru%2Farticle%2Fsci%2Fglobalnye-oledeneniya-svyazali-s

2 594

Гомосексуальность обусловлена природой

Жизнь нашей планеты определяется тектоникой плит. Могучее движение твердых платформ литосферы, медленно плавающих по расплавленной магме, создает материки и океаны, поднимает горы и направляет течения. Однако запустилось оно не сразу; первые 1-1,5 миллиарда лет после формирования Земля была слишком раскалена, ее литосфера еще не успела затвердеть. Лишь около 3,5 миллиарда лет назад планета достаточно остыла, а около трех миллиардов лет назад на ней появились первые континенты.

Впрочем, и твердой коры самой по себе недостаточно для тектонических движений; на Марсе, например, их не происходит. О другом важном компоненте, запустившем движение земной литосферы, геологи пишут в новой статье, опубликованной в журнале Nature. Стефан Соболев (Stephan Sobolev) из Потсдамского центра наук о Земле и Майкл Браун (Michael Brown) из Мэрилендского университета обращают внимание на «смазочное масло», облегчающее перемещение плит. Эту роль могли сыграть огромные количества осадочных пород, унесенные с первых материков первыми ледниками.

В самом деле, движения литосферных плит непостоянны во времени. Ученые показали, что как минимум три известных периода глобального обледенения в прошлом могли усиливать тектонику — и, наоборот, долгий перерыв между оледенениями отразился в заметном ее замедлении между 1,8 миллиарда и 800 миллионами лет назад. Возможно, огромные массы осадочных пород, которые приносит движение ледников, служат естественной смазкой, которая облегчает погружение одних плит под другие (субдукция) и позволяет тектоническим движениям происходить быстрее.

По расчетам авторов, Земля пережила три таких периода быстрой тектоники — около 2,8 миллиарда лет, 2,3 миллиарда и 750 миллионов лет назад. Каждый из них связан с ледниками, интенсивной эрозией суши и выносом в океан больших объемов осадочных пород. Последний период коррелирует с крупнейшим в истории планеты криогеновым оледенением, эпохой «Земли-снежка»; предыдущий — с глобальным Гуронским оледенением; самый первый — с Понгольским оледенением в конце архея, когда на Земле впервые появились собственные, а не занесенные из космоса снег и лед.