Мозговые центры религиозной веры

Более 80% мирового населения считают себя религиозными и еще больше идентифицируют себя как верующих. Однако нейронные основы религиозности и мистицизма до сих пор остаются непонятными.

Религиозность и духовно-мистические переживания тесно связаны с основными нейробиологическими функциями.

Религиозные и духовные чувства глубоко укоренены в человеческом мозге. Важный для них центр ученые обнаружили в стволе — эволюционно очень старой части нашего мыслительного органа. Если этот участок повредить, например, в процессе операции на мозге, то религиозные чувства пациента или ослабляются, или усиливаются.

Какие биологические основания религиозности и духовности? Этот вопрос ученые обсуждают уже веками. Благодаря современным методам визуализации удалось продемонстрировать, что медитация и религия могут заметно влиять на мозг, стимулируя или успокаивая эмоциональные центры и схему вознаграждений. И наоборот: существуют доказательства того, что определенные повреждения или эпилептические приступы могут вызвать ложные видения.

Но такие крайности не дают ответа на вопрос, в какой конкретной области мозга рождается «нормальная» духовность и религия.

В поисках ответов Майкл Фергюсон (Michael Ferguson) из Женской больницы имени Бригама (Brigham and Women’s Hospital) в Бостоне и его команда сравнили состояние «до» и «после» 88 пациентов, подвергшихся нейрохирургическому вмешательству. Из-за опухоли подопытным нужно было удалить определенную часть мозга.

Для своего исследования ученые подробно опросили всех пациентов об их взглядах на религию — до операции и после нее. Затем ученые проверили, изменились ли результаты вследствие повреждения определенных участков мозга, и если да, то каким образом.

Результат: большинство операций на мозгу не приводили к существенным изменениям в вопросах религиозности человека. Исключение — определенный участок в стволе головного мозга. Если повредить так называемое периакведуктальное серое вещество (Periaqueductal gray (PAG) или центральное серое вещество среднего мозга), то взгляды пациента на религию и духовность меняются — порой в радикальный способ.

Периакведуктальное серое вещество — это группа нервных клеток, расположенных внутри верхнего ствола головного мозга, который вовлечен в регулирование болевой чувствительности, реакций страха и бегства, а также положительных эмоций. Оказалось, что это эволюционно старая часть мозга также тесно связана с созданием религиозных чувств и представлений. При этом тесты показали, что существовать участки, подавляющие религиозность, и те, которые ее стимулируют.

Периакведуктальное серое вещество расположено в среднем мозге, то есть в верхней части ствола головного мозга.

Повреждение одного узла нервных клеток в центральном сером веществе приводило у пациентов к существенному ослаблению религиозности, зато удаление остальной части этой области усиливало религиозные и мистические чувства.

«Нас удивило, что мозговая схема, которая регулирует чувство духовности, расположена в одном из старейших с эволюционной точки зрения структур мозга», — говорит Фергюсон. — «Ведь ствол головного мозга присутствует не только у млекопитающих, но и у рептилий и рыб».

«Результаты свидетельствуют: духовность и религиозность заложены в фундаментальных нейробиологических процессах — поэтому они сильно вплетены в нашу нейробиологическую матрицу».

Расположение «центра духовности» подтверждается дополнительными исследованиями с участием 105 американских ветеранов Вьетнамской войны. Их опросили об отношении к религии. Бывшие солдаты с повреждениями периакведуктального серого вещества рассказали об изменении своих духовных чувств и представлений.

Некоторые истории болезней в литературе также писывают пациентов, которые становились гиперрелигиозными после повреждения этого участка ствола головного мозга.

Интересно, что в этой же области головного мозга ученые обнаружили механизм, который играет важную роль в болезни Паркинсона, при галлюцинациях и синдроме «чужой руки». Картирование поражений показало: зоны, укоторые в нормальном состоянии стимулируют религиозность, накладываются на зоны, которые часто повреждает болезнь Паркинсона. Зато участки, при повреждении которых стимулируется гиперрелигиознолсть, часто страдают у пациентов с галлюцинациями или нарушениями координации тела.

«Полученные данные помогают лучше понять феномены религиозности», — говорит Фергюсон. — «Но нам важно подчеркнуть: результаты не означают, что все религиозные лица страдали от мозговых дефектов или что болезнь Паркинсона и атеизм связаны между собой. Зато наши результаты показывают: духовность человека имеет глубокие корни и тесно связана с основными функциями организма».

Результаты исследования опубликованы в журнале Biological Psychiatry в июне 2021 года:

A neural circuit for spirituality and religiosity derived from patients with brain lesions

    Религия — побочный эффект человеческого мышленияАналитическое мышление уменьшает веру в Бога
    Вера в бога и интеллект

Предложить интересную новость, объявление, пресс-релиз для публикации »»»

Источник: psyfactor.org

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.