Прокрастинация закодирована в генах

Некоторые люди быстро выполняют все пункты в списке «важных дел», другие взамен постоянно откладывают неприятные занятия «на потом». Это явление промедления называют прокрастинацией.

Прокрастинация в крайних случаях может сильно сказываться на частной и профессиональной жизни. Но как можно объяснить склонность к такому откладыванию неприятных задач?

Тот, кто постоянно переносит работу «на завтра», может винить в этом свои гены. Это верно по крайней мере в отношении женщин. Исследования свидетельствуют, что склонность к прокрастинации у представительниц женского пола можно
узнать из экспрессии* конкретного гена.

*Экспрессия генов — процесс, при котором наследственная информация генов (нуклеотидная последовательность) используется для биосинтеза функционального продукта: белка или РНК.

Этот ДНК-участок определяет концентрацию нейромедиатора дофамина (допамина) в мозге: чем больше дофамина, тем больше женщины склонны прокрастинировать.

В этом процессе важна мозговая анатомия. Склонность к прокрастинации связана с размерами и нейронными связями двух участков в мозге. Каролина Шлетер (Caroline Schlüter) из Рурского университета и ее коллеги недавно исследовали, какие факторы влияют на прокрастинацию.

«Идем ли мы прямо к цели, не откладывая ее, или прокрастинируем, зависит от способности применять определенные когнитивные и эмоциональные механизмы контроля. Эти механизмы метаконтроля в прошлом неоднократно связывали с сигнальным путем дофамина»,
— поясняют ученые. — «Поэтому мы задались вопросом: могут ли генетические различия дофаминной системы быть связаны с предрасположенностью к прокрастинации?»

Чтобы это выяснить, Шлетер с командой проанализировали генетические данные 278 мужчин и женщин. При этом они интересовались прежде всего так называемым геном тирозингидроксилазы. Ведь в
зависимости от экспрессии этого гена в мозге находится больше или меньше «гормона счастья» дофамина — нейромедиатора из семьи катехоламинов.

Дополнительно с помощью анкет ученые смотрели, насколько хорошо испытуемые могли контролировать свои действия — как доказательство того, что они склонны прокрастинировать. Результаты показали: женщины с плохим контролем поведения имели генетически обусловленный высокий уровень дофамина.

Шлетер и ее команда сообщают, что высокая концентрация дофамина часто сопровождается высокой когнитивной гибкостью. «Это не обязательно плохо, но часто означает усиленное отвлечение», — говорит биопсихолог Эргани Генс (Erhan Genç), коллега Шлетер. «Мы предположили, что из-за этого людям сложнее поддерживать сложившееся в какой-то момент намерение работать». То есть женщины, у которых наблюдаются симптомы прокрастинации, могут быть склонны откладывать дела, потому что их сильнее отвлекают различные факторы.

Интересно, что у мужчин выявленная у женщин взаимосвязь не проявляется. Как такое может быть? По словам ученых, предыдущие исследования также показали половые различия между геном тирозингидроксилазы и человеческим поведением.
«Эту связь еще не вполне объяснили, но в ней задействован женский половой гормон эстроген», — сообщил Генс. То есть эстроген косвенно влияет на выработку дофамина в мозге и повышает количество нервных клеток, реагирующих на сигнал нейромедиатора. Поэтому через эстроген женщины могут быть более чувствительными к генетически обусловленным различиям дофаминовой концентрации, что, в свою очередь, проявляется в поведении.

В будущем ученые хотят детально изучить влияние эстрогена на прокрастинацию и исследовать привлеченный к этому явлению нейромедиатор норадреналин — выброс данного вещества также определяет ген тирозингидроксилазы.

Но уже сейчас понятно: не только мозговая анатомия, но и гены влияют на склонность прокрастинировать. Ученые подчеркивают: экспрессия гена тирозингидроксилазы не связана с размером или связями в участках мозга, которые ранее идентифицировали в этом контексте. «Наше исследование показало, что генетические, анатомические и функциональные различия влияют на этот признак личности независимо друг от друга»,
— делают вывод авторы статьи, опубликованной в журнале Social Cognitive and Affective Neuroscience в июле 2019 года:

См. также:

Прокрастинация или феномен «откладывания на потом»
    Что такое прокрастинация и зачем с ней бороться?
    Прокрастинация и лень — не одно и то же