Просоциальное поведение: что им движет? Мотивация просоциальности

Каковы структура и мотивы человеческой просоциальности?

Мы делимся печеньем по нескольким причинам: альтруизм, социальные нормы или личная выгода.

Считается, что просоциальное поведение или добровольное намерение приносить пользу другим — это такое поведение, которое «приносит пользу окружающим людям или обществу в целом». Оно имеет
решающее значение для функционирования социума.

Однако его научная оценка и понимание основной структуры все еще остаются проблемой.

Представьте себе рабочую встречу. Ваша коллега выуживает в сумке пачку печенья, берет одно и предлагает остальным сидящим за столом. Зачем она это делает?

Возможно, потому, что она находит их вкусными и хочет поделиться своим приятным опытом с остальными. А может потому, что они этого ожидают — ибо так требуют нормы приличия. Но,
возможно, это стратегическая уловка, которая в итоге окажется выгодной.

Альтруизм, социальная норма или стратегия — есть несколько причин, по которым люди ведут себя просоциально. Т.е. действуют таким образом, чтобы вызвать положительные последствия для
получателя.

Независимо от того, предлагаем ли мы кому-то печенье, уступаем ли место пенсионеру, помогаем малоимущим или принимаем беженцев — то, что обычно считается просоциальным поведением,
подкреплено совершенно разными мотивами.

Чем многообразнее просоциальное поведение, тем более разнообразны методы его исследования с привлечением различных научных дисциплин.

Почему и в какой степени люди демонстрируют просоциальное поведение, традиционно интересует экономистов, психологов и нейробиологов. Однако для своих исследований они используют совершенно
разные подходы: в то время как экономисты используют методы теории игр, нейробиологи и психологи обычно работают с компьютерным моделированием или с анкетами-опросниками. Хотя все
эти процедуры имеют тенденцию измерять одно и то же, то есть просоциальность, их результаты редко можно сопоставить.

Чтобы внести ясность, ученые из Института когнитивных исследований им. Макса Планка в Лейпциге сравнили все эти процедуры в крупномасштабном исследовании с участием нескольких
сотен участников.

Для этого интегрировали 14 научных парадигм из разных дисциплин, чтобы выявить надежные и независимые от методов компоненты человеческой просоциальности.

Участники исследования решали задания из теории игр и гипотетического распределения, обычно используемые в поведенческой экономике, а также выполнили интерактивные компьютерные
задачи и заполняли самоотчеты, традиционно используемые в психологии.

Далее с помощью факторного анализа были идентифицированы четыре компонента просоциальности. Что позволило выделить следующие виды социального поведения:

Альтруистически мотивированное просоциальное поведение. Мотивированное нормой просоциальное поведение. Стратегически мотивированное просоциальное поведение.
Самооценка просоциального поведения.

Также установлена связь альтруистически мотивированного поведения с полом, улучшением когнитивных навыков и уменьшением негативных эмоций.

«Мы смогли показать, что эти методы действительно исследуют совершенно разные аспекты просоциального поведения», — говорит Анна Беклер (Anne Böckler), один из авторов исследования. Теперь мы
знаем, какую процедуру можно использовать для измерения конкретного аспекта готовности «поделиться печеньками с ближним».

«Это может позволить нам выборочно тренировать одну мотивацию и регистрировать эффект», — объясняет Таня Сингер (Tania Singer), руководитель исследования и директор Института Макса Планка в
Лейпциге.

Например, альтруистические мотивы способствуют благополучию другого человека, даже если это может происходить за их собственный счет. В качестве хорошей меры бескорыстия появились
методы, которые регистрируют готовность делиться, убеждать, быть щедрым или тратить время на других.

После масштабного исследования ученые из Института когнитивных исследований человека и мозга им. Макса Планка в Лейпциге определили, какие тесты дают наиболее точную информацию о
конкретных намерениях. Это можно использовать для того, чтобы люди были более альтруистически мотивированы.

Интересно, что анкеты как очень часто используемый метод оказались не совсем подходящими для измерения просоциального поведения. Они с большей вероятностью регистрируют не реальные
мотивы, а то, какими люди хотели бы видеть себя или чтобы их видели другие. Это стало очевидным, когда участники женского пола оценили себя более готовыми к помощи и более щедрыми,
чем их коллеги-мужчины. На самом деле, когда использовались методы, измеряющие их реальное поведение, оказалось, что все наоборот.

«Более того, наши результаты показывают,
что люди с альтруистической мотивацией, которых иногда называют наивными доброжелателями, на самом деле гораздо более умны», — говорит Энн Бёклер.

А печенье? «Когда кто-то делится с нами своими угощениями, на это есть разные причины. Мы должны быть осторожны, когда кто-то настаивает на своих добрых намерениях», — объясняет
нейробиолог.

Результаты исследование были опубликованы в журнале в 2016 году:

The structure of human prosociality: Differentiating altruistically motivated, norm motivated, strategically motivated and self-reported prosocial behavior

Предложить интересную новость, объявление, пресс-релиз для публикации »»»

Источник: psyfactor.org

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.