Ученые из Оксфорда точнее определили возраст черепа самого раннего человека, найденного в Монголии

Эти кости, найденные в северо-восточной части Монголии, в долине Салхит, на сегодня считаются единственным ископаемым гоминида эпохи плейстоцена, обнаруженным на территории страны.

30 янв
Dmitry Mazalevsky

https%3A%2F%2Fnaked-science.ru%2Farticle%2Fsci%2Fuchenye-iz-oksforda-tochnee-opredelili

5 838

Как работают солнечные батареи

Согласно новому исследованию Оксфордского университета, череп древнего человека, найденный в Монголии и спровоцировавший бурную дискуссию, действительно принадлежит самым ранним из современных людей, найденных в этом регионе. Радиоуглеродное датирование и анализ ДНК показали, что единственное ископаемое гоминида эпохи плейстоцена, первоначально названное Mongolanthropus, на самом деле — останки современного человека, жившего приблизительно 34–35 тысяч лет назад.

Результаты предыдущих исследований определяли возраст образцов довольно размыто: от раннего до позднего плейстоцена. Оксфордская команда повторно изучила череп и пришла к выводу, что его владелец жил 34 950-33 900 лет назад. Это примерно на 8000 лет старше первоначальных дат радиоуглерода, полученных на том же образце. Исследование опубликовано в журнале Nature Communications.

В своей работе ученые из Оксфорда использовали новую оптимизированную технику для радиоуглеродного анализа сильно загрязненных костей. Этот метод основан на извлечении только одной из аминокислот из коллагена, присутствующего в кости. Исследователи выбрали гидроксипролин (HYP), на долю которого приходится 13% углерода в коллагене млекопитающих. Датирование этой аминокислоты позволяет эффективно удалить современные загрязняющие вещества из образцов. Результаты анализа показывают, что возраст этой особи соотносится с ранней верхнепалеолитической эрой, что обычно ассоциируется с современными людьми.

Место находки останков в долине Салхит, Монголия / ©  Institute of History and Archaeology & Academy of Sciences (Mongolia)

Этот результат также указал на то, что во время предыдущих измерений в образце все еще оставалось значительное количество грязи. Дополнительные анализы, проведенные в сотрудничестве с учеными из Пизанского университета (Италия), подтвердили, что образец был сильно загрязнен смолой, которая использовалась для отливки образца после его обнаружения.

«Проведенное нами исследование вновь показывает огромные преимущества разработки усовершенствованных химических методов для датирования доисторического материала, который был загрязнен либо на месте после захоронения, либо в музее или лаборатории в целях консервации. Надежная предварительная обработка образцов имеет решающее значение для построения надежной хронологии в археологии», — рассказывает первый автор статьи, доктор Тибо Девиез (Thibaut Devièse).

Кроме того, из костей были извлечены анализы ДНК, с помощью чего ученым удалось реконструировать полный митохондриальный геном образца, что также подтвердило мнение о том, что череп действительно принадлежит современному человеку. Сейчас продолжается работа по созданию ядерной ДНК, чтобы узнать больше о генетике черепа.

«Этот загадочный череп в течение долгого времени озадачивал исследователей. Сочетание передовой науки, включая радиоуглеродное датирование и генетику, теперь показало, что останки принадлежат современному человеку, а результаты прекрасно вписываются в археологические данные Монголии, которые связывают современников с индустрией раннего верхнего палеолита в этой части Земли», — подытоживает один из авторов исследования, профессор Том Хайам (Tom Higham).