Существующие работы в области когнитивной психологии измеряют различные параметры мыслительных способностей. Результаты исследований показали, что производительность в задачах, которые в первую очередь связаны со скоростью, памятью, визуализацией при обработке информации (т.н. подвижный интеллект), с возрастом снижаются, в то время как производительность в задачах, основанных на опыте и накопленных знания (т.н. кристаллизованный интеллект) увеличиваются до 50 лет и старше. Исследования также подчеркивают роль постолянной практики, тренирующей когнитивные способности и не дающей им угасать. Основная трудность измерения когнитивных способностей и их динамики с течением времени связана с построением надежного показателя, который сопоставим для разных эпох и разных людей на протяжении жизни. Меняются технологии, меняются человеческая деятельность и факторы окружающей среды. Поэтому трудно найти некий постоянный и надежный показатель когнитивной эффективности, который можно сравнить у людей разных возрастов и разных поколений. Универсальным показателем интеллекта считается всем известный коэффициент IQ. Его вычисляют на основе IQ-теста, проверяющего успешность выполнения различных когнитивных задач. Согласно исследованиям, в течение последних ста лет средний показатель IQ растет
— хоть это и не обязательно означает, что люди становятся мудрее. Частично на IQ влияет школьное образование. Но в подростковом возрасте IQ сильно колеблется. IQ-тест — достаточно противоречивый инструмент, поскольку определяет только определенные навыки, редко связанные с повседневной жизнью. Кроме того, эти опросы часто проводятся один раз, поэтому на их основании сложно узнать, как когнитивные показатели развиваются с возрастом. Чтобы исследовать интеллект разных поколений независимо от IQ-теста, ученые во главе с Энтони Штриттматтером (Anthony Strittmatter) из Политехнического института Парижа применили другой подход: «В нашей эмпирической модели мы используем данные профессиональных шахматных игр, весьма показательные для умственной деятельности»,
— поясняет коллега Штриттматтера Уве Зундерн (Uwe Sundern) из Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана. Шахматы — логическая игра, правила которой не меняются веками. Поэтому успешность в ней может объективно свидетельстовать о когнитивном потенциале разных поколений.
-
У шахмат есть несколько функций, которые делают их идеальными для измерения когнитивных возрастных показателей и их долгосрочной динамики.
Шахматы неоднократно уже использовались в психологии и нейробиологии как парадигмальная когнитивная задача, сочетающая процессы, связанные с восприятием, памятью и решением проблем.
Шахматы имеют сложную нейронную основу автоматизированных процессов, связанных с определением конфигурации фигур и их соотношений на доске, в которых задействованы различные области мозга.
Успешность в шахматах и других когнитивно сложных задачах связана не только с более высокими врожденными когнитивными способностями, но также с тренировками и накоплением опыта.
Шахматные данные позволяют с максимальной точностью измерять индивидуальные результаты на уровне отдельных ходов во время игры.
Когнитивные способности в течение жизненного цикла индивидуума. Индивидуальная продуктивность резко возрастает с 20-летнего возраста, а затем достигает плато с пиком около 35 лет и устойчивым снижением в более старшем возрасте. Учитывая такой селективный эффект, исследование смогло учесть данные только тех игроков, которые гипотетически находятся в лучшей форме. «Вероятно, если бы мы имели меньшую селекцию, то есть если бы игроки выступали на протяжении всей жизни, кривая когнитивной производительности проходила бы резче»,
— сказал Зунден. Кроме индивидуальных изменений ученые проанализировали когнитивные показатели людей, рожденных в разные годы — то есть задались вопросом, умнее ли современные люди, чем их предшественники. Оказалось: лица, родившиеся позже, в среднем играют лучше. «У родившихся позже профиль успешности в целом выглядел лучше и в юном возрасте у них активнее росли когнитивные показатели». Показатели неуклонно росли в течение всего двадцатого века, но данные также показывают резкое повышение в 1990-е годы. Это совпадает с временем когда новые информационные технологии и наличие мощных и доступных шахматных движков на домашних компьютерах сделали шахматные знания широко доступными и резко изменили возможности подготовки игроков.
Изменения показателей за последние 125 лет. Средняя результативность существенно выше для поколений, рожденных позднее. Но почему современные 30-летние играют в шахматы лучше, чем их ровесники 100 лет назад? «Наши результаты дают основания предполагать, что определяющими для умственного развития являются общие условия, при которых люди растут. В частности речь идет о развитии технологий»,
— поясняет Зундерн. Особенно заметный эффект наблюдается в 90-х гг. ХХ в., когда для населения стали доступны профессиональные шахматные компьютеры. Это позволило молодым игрокам накапливать много опыта. Стали ли люди умнее в течение последних 125 лет, на основании проанализированных данных сказать с уверенностью не удастся, отмечают ученые. Однако мы ясно видим, что технические возможности и усиленное тренировки позволили разработать лучшие когнитивные показатели. Исследование опубликовано в PNAS в октябре 2020 года.
25.11.2020
Предложить интересную новость, объявление, пресс-релиз для публикации »»»
Источник: